Вы здесь

Адаптация ребёнка к детскому саду.

Адаптация ребёнка к детскому саду

 

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период.  
Адаптация -  от лат. «приспособляю» - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом.
Приспособление организма к новым условиям социального существования, к новому режиму сопровождается изменениями поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита.  Наиболее сложная перестройка организма происходит в начальный период адаптации, который может затянуться и перейти в дезадаптацию, что приведет к нарушению здоровья, поведения, психики ребенка.
 Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.   Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный  и связан со значительным напряжениям всех физиологических систем детского организма.
    Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходим постепенный переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение.
 
Врачи и психологи различают три степени адаптации ребенка к детскому саду: легкую, среднюю и тяжелую.
При легкой адаптации поведение ребенка нормализуется в течение месяца. Аппетит достигает обычного уровня уже к концу первой недели, сон налаживается через 1 - 2  недели. Острых заболеваний не возникает. У ребенка преобладает радостное или устойчиво-спокойное эмоциональное состояние; он активно контактирует с взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро привыкает к новым условиям (незнакомый взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников).
Во время адаптации средней тяжести сон и аппетит восстанавливаются через 20 – 40 дней, в течение месяца настроение может быть неустойчивым. Эмоциональное состояние ребенка нестабильно, новый раздражитель способствует отрицательным эмоциональным реакциям.  Однако при поддержке взрослого ребенок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче привыкает к новой ситуации.
Тяжелая адаптация приводит к длительным и тяжелым заболеваниям. У ребенка преобладают агрессивно-разрушительные реакции, направленные на выход из ситуации (двигательный протест, агрессивные действия); активное эмоциональное состояние (плач, негодующий крик); либо отсутствует активность при более или менее выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, пассивное подчинение, подавленность, напряженность).
                                                                                                                       
Факторы, от которых зависит течение   
адаптационного периода
1.   Возраст.
2.   Состояние здоровья.
3.   Уровень развития.
4.   Умение общаться со взрослыми и сверстниками.
5.   Сформированность предметной и игровой деятельности.
6.   Приближенность домашнего режима к режиму детского сада.
 
Причины тяжелой адаптации к условиям ДОУ
1.   Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада.
2.   Наличие у ребенка своеобразных привычек.
3.   Неумение занять себя игрушкой.
4.   Несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков.
5.   Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми.
Взрослым необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении. Дети раннего возраста эмоциональны, впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными как положительными, так и отрицательными эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности и должны использоваться вами при подготовке ребенка в детский сад. Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в детском саду ребенок приобрел при поддержке близкого человека.
 
 
Как родители могут помочь своему ребенку
в период адаптации к ДОУ

 
1.    По возможности расширять круг общения ребенка, помочь ему преодолеть страх перед незнакомыми людьми, обращать внимание ребенка на действия и проведение посторонних людей, высказывать положительное отношение к ним.
2.    Помочь ребенку разобраться в игрушках: использовать сюжетный показ, совместные действия, вовлекать ребенка в игру.
3.    Развивать подражательность в действиях: «полетаем, как воробушки, попрыгаем как зайчики».
4.    Учить обращаться к другому человеку, делится игрушкой, жалеть плачущего.
5.    Не высказывать сожаления о том, что приходится отдавать ребенка в дошкольное учреждение. Некоторые родители видят, ребенок недостаточно самостоятелен в группе, например, не приучен  к горшку. Они пугаются и перестают водить его в детский сад. Это происходит оттого, что взрослые не готовы оторвать ребенка от себя.
6.    Приучать к самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действий.
К моменту поступления в детский сад ребенок должен уметь:
 - самостоятельно садится на стул;
 - самостоятельно пить из чашки;
 - пользоваться ложкой;
 - активно участвовать в одевании, умывании.
 
Наглядным примером выступают, прежде всего сами родители. Требования к ребенку должны быть последовательны и доступны. Тон, которым сообщается требование, выбирайте дружественно-разъяснительный, а не повелительный.
Если ребенок не желает выполнять просьбы, вызвал у вас отрицательные переживания, сообщите ему о своих чувствах: мне не нравится, когда дети хнычут; я огорчена; мне трудно.
Важно также постоянно поощрять ребенка, давать положительную оценку хотя бы за попытку выполнения просьбы.
Планируйте своё время так, чтобы в первые 2 – 4 недели посещения ребенком детского сада у вас была возможность не оставлять его на целый день. А в первые дни вам необходимо находится рядом с телефоном и недалеко от территории детского сада.
В период адаптации важно предупреждать возможность утомления или перевозбуждения, необходимо поддерживать уравновешенное поведение детей.
Для этого не посещайте людные места, не принимайте дома шумные компании, не перегружайте ребенка излишней информацией, поддерживайте дома спокойную обстановку.
Поскольку при переходе к новому укладу жизни у ребенка меняется все: режим, окружающие взрослые, дети, обстановка, пища – очень хотелось бы, чтобы воспитатели к моменту прихода нового ребенка в группу знали как можно больше о его привычках и старались по возможности создать хоть некоторые условия, схожие с домашними (например, посидеть с ребенком перед сном на кровати, попросить убрать игрушки, предложить поиграть в лото).
Скорее всего, ваш ребенок прекрасно справится с изменениями в жизни. Задача родителей – быть спокойными, терпеливыми, внимательными и заботливыми. Радоваться при встрече с ребенком, говорить приветливые фразы: я по тебе соскучилась; мне хорошо с тобой. Обнимайте ребенка как можно чаще.
Условия уверенности и спокойствия ребенка – это систематичность, ритмичность и повторяемость его жизни, т.е. четкое соблюдение режима.

 

Новости

15 февраля-день вывода советских войск из Афганистана

14 февраля наш детский сад пригласил в гости односельчан-афганцев.Ребята и ветераны посмотрели презентацию о выводе наших войск из Афганистана,... Читать дальше

У нас в гостях театр Клоунады.

Сегодня у ребят праздник! К ним приехали Маша и медведь,а с ними милые зверюшки:ёжик, краска и хорёк .

Развлечение "Прощание с ёлочкой "

 Наступил 2019 год, прошли  сказочные утренники  и пришло время,проститься с ёлкой до следующего нового года .В детском саду прошли развлечения «... Читать дальше

УТРЕННИК "Путешествие в сладкую сказку"Гр."Звёздочка"

РЕБЯТА С ПОМОЩЬЮ ДЕДА МОРОЗА,    ПОПАЛИ В СКАЗОЧНУЮ СТРАНУ СЛАДОСТЕЙ .

УТРЕННИК "Щелкунчик"в Гр."Лесная "

Новогодний утренник по мотивам сказки Т.А. Гофмана «Щелкунчик» прошел в группе «Лесная» , начался с танго Снежинок и снежных хлопьев. Дед Мороз... Читать дальше

УТРЕННИК"Снежная королева" в Гр."Пчёлки"

Утренник по мотивам сказки «Снежная королева» прошёл в группе «Пчёлки» .К детям явилась Снежная королева и забрала Кая , Герда отправилась на... Читать дальше

УТРЕННИК "Снежадина в детском саду" ГР."Улыбка"

Новогодний утренник в гр.»Улыбка» прошёл весело, ярко и задорно.

Утренник"НОВОГОДНЕЕ ШОУ ДЕДА МОРОЗА  в группе "Семицветик"

 Внимание! Внимание! Внимание!
Сегодня  27 декабря  в 09:30 в старшей группе цирковое новогоднее представление.

УТРЕННИК "НОВОГОДНЕЕ ШОУ ДЕДА МОРОЗА" Гр."МОРСКАЯ"

 Внимание! Внимание! Внимание!
 26 декабря  в 09:30 в старшей группе  прошло цирковое новогоднее представление.

Выставка "ЗИМНЯЯ СКАЗКА"

Выставка детско-родительских поделок «Новогодние чудеса»

День Святого Николая в группе "Морская"

Родительский комитет и  родители группы «Морская» на День Святого Николая организовали небольшие сюрпризы в виде куко

Утренник в группе "Радуга"

20 декабря 2018г. в средней группе «Радуга» состоялся первый новогодний утренник.

Подготовка  к конкурсу "Мир заповедной природы Крыма"
 Наш детский сад принял участие в детском художественном конкурсе «Мир заповедной природы Крыма»

   

Вход на сайт

Яндекс.Метрика